Адаптация
ребенка в детском саду
Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось:
раз ребенку стукнуло три года - значит, ему надо идти в детский сад. Там он
лучше будет развиваться, у него появятся друзья... Да и мама должна выйти на
работу. Словом, детский сад - необходимость, он - одна из всех ступенек
детства, по которым надо подниматься в срок.
В срок так в срок... И вы, как все, отвели ребенка в
детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только почему-то вы не рады,
а скорее озабочены этим. Ваш малыш почти неузнаваем, с ним что-то происходит,
словно он вдруг "развивается назад". У него регресс во всем
достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. И все это только за неделю! По
любому поводу истерики, Снова могут стать мокрыми штанишки. Ничего не ест и
плохо спит. И... не хочет ходить в детский сад. Каждый день имеет отговорки.
Расстается с плачем, причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть
хорошим, лишь бы рядом была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Да еще
хватается за юбку и, моля, заглядывает к вам в глаза. Он до сих пор ни с кем не
дружит, да и не желает подружиться. Воспитательницы жалуются на него. Целый
день сидит один, не разговаривая даже с ними, весь нахохленный, как будто
воробей, впившись взглядом во входную дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к
ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то гонится за ним. Постоит, увидит,
что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В первый день его хоть как-то
можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не действует и это.
А может быть в первые дни на вашего малыша оказывали
свое действие и притягательность новизны, радость общения с другими детьми? Он
был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в
связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе
или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь
оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства,
небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях,
прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент,
когда ее уже не ждали.
Почему так не мил детский сад? Он же сам твердил,
что ему скучно, он же сам хотел играть с детьми. Значит, он лишь только
притворялся? Ведь в конце концов не подменили же малыша!
"Подменили"... "Подменили" жизнь и обстоятельства. Он
такой, каким он должен быть. Не волнуйтесь, это все естественно. И конечно, в
скором времени пройдет. Ваш ребенок просто приспосабливается к саду. У него
период адаптации.
Что
такое адаптация?
Адаптация - это приспособление или привыкание
организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является
новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация обычно протекает сложно с массой
негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях,
во всех системах. Только вам обычно видна лишь надводная часть айсберга -
поведение. А если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда
он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот
новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном
нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани
стресса или в полной мере ощущает стресс.
Присмотритесь повнимательней к ребенку, он здоровый
или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Ваш малыш в особом
"третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Что-то сходное
испытывали вы, когда были беременны. Но постоянно находиться в "третьем
состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ваш ребенок или просто в
самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у
ребенка минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах
адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить
о легкой или же благоприятной адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка,
очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель
неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша.
Давайте все-таки уточним, что провоцирует в подобной
ситуации стресс у ребенка.
В огромной степени - отрыв от матери. Конечно же,
малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее,
есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его
на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей,
которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему
необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы
поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает
стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других
кругов имеет точное начало - отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее
альтруистической любви.
Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации -
болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной
адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило,
затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному
коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с
тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской
поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного
позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане
адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и
более болезненно реагируют на разлуку с ней.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который
может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил
себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда
видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш
весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится
ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.
И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в
вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как
будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет,
невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к
детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в
самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в
обычном поведении ребёнка.
Документ Степень адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
Документ Степень адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий